Как внимание родителей влияет на самостоятельность подростков: практический пример

— Она уже в 9 классе, а все, как маленькая! - жаловалась Наталья на первой коуч-сессии, — Вроде бы 16 лет, значит уже взрослая, почему она не может сама делать простые вещи? То портфель не собрала или вообще дома забыла, то забыла сказать, что у нее тренировка. В интернете еду она себе заказать может — почему с действительно важными задачами так все плохо? Да и помощи по дому не допросишься...

Наталья— мама двух девочек с разнице в 1,5 года и еще совсем маленького мальчика. Девочки учатся хорошо, у старшей скоро выпускной, средняя — в 9 классе. Обе спортсменки, причем вторая дочка успешно выступает на российских чемпионатах и регулярно приносит домой грамоты и кубки.

Наталья пришла на коуч-сессию с запросом: что делать со средней дочкой, которая ведет себя будто маленькая и безответственная?

Ситуация усложнялась тем, что Наталья — работающая мама. При этом нужно подготовить старшую дочку к выпускному, еще и заниматься новорожденным малышом. Она надеялась, что средняя дочка будет помогать, но, получается, что она только добавляет хлопот.

Наглядно о важности совместного времяпровождения

По правилам детско-родительского коучинга вторая встреча проходит с ребенком. Оказалось, что это очень умная девочка, которая хорошо учится, многое понимает для своего возраста. Может получить не самую лучшую оценку только потому, что немного поленилась подготовиться.

В ходе разговора она жаловалась и даже плакала:

  • «Я хочу быть с мамой! Хочу сходить с ней в кино, пройтись по магазинам, посидеть в кафешке и чтобы при этом никого из семьи рядом не было. Мама только и делает, что ходит с Алиной или занимается братом. Еще и бабушка любит мою сестру больше, чем меня… Мама только и делает, что ругает, — недавно вообще забрала телефон, чтобы наказать меня. Я так хочу, чтобы она меня обнимала и делала это почаще…»

Мое сердце дрогнуло, когда на вопрос «Что ценного ты взяла из нашей встречи?», девочка ответила: «То, что вы просто выслушали меня и поговорили со мной».

Следующая встреча с мамой была направлена на повышение родительской осознанности. Я рассказала о строении головного мозга и о том, что он формируется от рождения вплоть до 20 лет, и делает это постепенно. В 16 лет ребенок не может долгосрочно планировать. Ее средняя дочка просто по физиологии не может быть многозадачной. Ей нужна родительская помощь и поддержка.

Хороший план действий = хорошие результаты

После разговора мама сделала важное открытие: напомнить о тренировке или о том, что нужно собрать портфель в школу, — это поддержка и внимание, которые должны присутствовать, даже если ей самой кажется, что ее ребенок уже совсем взрослый.

Мама решила: будет находить любые возможности, чтобы провести время с дочкой:

  • Когда будет укладывать спать младшего, будет брать ее с собой, чтобы вместе полежать в кровати.

  • Когда будут ходить гулять с коляской, возьмет ее с собой, чтобы она тоже покатала брата.

  • Будет возить на тренировки, чтобы побыть вместе.

  • Будет чаще обнимать и говорить, что любит.

Дополнительно продолжалась работа с ее средней дочкой.

В следующую нашу встречу мама радостно поделилась: дочка так изменилась! Теперь она может сама постирать вещи, приготовить еду, сама предлагает помощь. Просто неузнаваемая!
Лариса Окулик, психолог и коуч по детско-родительским отношениям, возле комода с красивыми цветами
Лариса Окулик, психолог и коуч по детско-родительским отношениям, возле комода с красивыми цветами
Отзыв о работе Ларисы Окулик, детского и подросткового психолога и коуча
Первые 3 встречи детско-родительского коучинга особенно важны: мама или папа могут увидеть мир глазами собственного ребенка. В данном случае родитель даже не могла подумать, что дело в недостатке внимания и «обнимашек», и могла бы упорно продолжать считать дочку достаточно взрослой.

Давай обсудим вашу ситуацию — запишитесь на сессию.